Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Предметно-цикловые комиссии
  2. ПЦК «Музыкальная литература»

ПЦК «Музыкальная литература»

ПЦК «Музыкальная литература»
«ТАМ, ГДЕ СЛОВА ПОЮТ, А СТРАНИЦЫ ЗВУЧАТ…»
(из истории предметно-цикловой комиссии «Музыкальная литература»)

История предметно-цикловой комиссии «Музыкальная литература» начинается в 1958 году. Через 13 лет после организации Новосибирского музыкального училища (октябрь 1945 года) открывается отделение «Теория музыки». Первым его заведующим стал Пётр Фёдорович Рубцов (1925–2000), ветеран Великой Отечественной войны, участник сражения на Орловско-Курской дуге. За боевые заслуги Пётр Фёдорович награждён орденом «Отечественной войны» II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Педагогическая деятельность П.Ф. Рубцова началась в Новосибирске в 1956 году, куда он переехал после окончания вокального отделения Рязанского музыкального училища (1949 г.), а затем теоретико-композиторского факультета Саратовской консерватории. Позднее Пётр Фёдорович станет преподавателем Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки, а вскоре её проректором и деканом вечернего и заочного отделения. 

Возглавляя отделение «Теория музыки» Пётр Фёдорович Рубцов многое сделал для его развития. Целеустремлённость, организаторские способности, которыми обладал Рубцов, позволили сформировать крепкие профессиональные традиции музыкально-теоретического образования, позволяющие до настоящего времени держать высокую планку качественной профессиональной подготовки молодых музыкантов.
П.Ф. Рубцов не только проявил себя как работоспособный, успешный организатор, но и как талантливый, авторитетный педагог. Выпускники училища вспоминали Петра Фёдоровича как тихого, интеллигентного человека, обладающего строгостью и требовательностью к себе и окружающим. До сих пор сохранилось ироничное двустишье из «капустника» о любимом педагоге: «Пётр Фёдорыч Рубцов строже некоторых отцов».

С начала своей истории Новосибирское музыкальное училище славилось яркими, неординарными, талантливейшими педагогами. Это справедливо и в отношении преподавателей музыкальной литературы.
Первыми педагогами-музлитераторами стали Епифанова Светлана Дмитриевна, впоследствии одна из заведующих ПЦК «Музыкальная литература», молодые преподаватели Новосибирской консерватории Анна Александровна Асиновская, Владимир Михайлович Калужский и Галина Анисимовна Осипенко.
Анна Александровна Асиновская (1921-2007) – кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России, доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки. Её преподавательская деятельность началась в годы ВОВ в детском доме в г. Ташкенте (Узбекистан), где она занимала должность музыкального работника, а затем преподавала русский язык и литературу в общеобразовательной школе Каттакургана. Выпускница Ташкентской консерватории, переехав в Новосибирск, внесла неоценимый вклад в развитие отечественного музыкознания своими исследованиями в области музыкальной культуры народов Сибири. 

Человек невероятной харизмы, замечательный педагог, запомнившийся интереснейшими лекциями по истории музыки. Многим поколениям музыкантов выпало счастье учиться у этого Преподавателя с большой буквы. 

Владимир Михайлович Калужский – МЕГА-личность, планета, вокруг которого с невероятной энергией вращается вся музыкальная жизнь.

Окончив Белорусскую государственную консерваторию, Владимир Михайлович в 1963-м году приезжает в Новосибирск и с самых первых дней проявляется себя как энергичный и необыкновенно одарённый человек, с широчайшим кругом интересов. Он работает преподавателем в Новосибирском музыкальном училище и Новосибирской консерватории, затем становится доцентом, заведующим кафедрой истории музыки, профессором кафедры музыкального просвещения и образования консерватории. Параллельно с преподавательской деятельностью Калужский – главный специалист музыкальных программ, а позднее – художественный руководитель Новосибирской филармонии, по инициативе которого открывается детско-юношеский отдел филармонии с программами для самых маленьких слушателей и ряд других авторских проектов. Настоящий музыкант-просветитель – создатель и руководитель Новосибирского детского театра «Мир музыки», на сцене которого прошло более десятка оперных премьер новосибирских композиторов, созданных специально для детского театра. Владимир Михайлович автор программы «Искусство жить в Новосибирске» на радио «Городская волна», рассказывающей о городе, его улицах и людях, которые сформировали музыкальную культуру столицы Сибири. Кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России, председатель Сибирской организации Союза композиторов России, член Союза театральных деятелей, член экспертного совета Всероссийской премии «Золотая маска», обладатель премии мэрии г. Новосибирска «Человек года», победитель Межрегионального конкурса «Люди дела». Специалист в области теории и истории музыки, джаза, современной музыки, исполнительского искусства, музыкальный и театральный критик, либреттист, сценарист, дирижёр, актёр, общественный деятель, редактор сборников научных статей, автор монографий, увлекательных книг для юношества, теле- и радиопередач, ведущий концертов, автор оперных и балетных либретто, постановщик опер Г. Пёрселла, Г.Ф. Генделя – вот неполный диапазон творческой деятельности этой неординарной личности.

Безусловно, необыкновенный темперамент, удивительный лекторский дар поражали студентов, слушателей, зрителей. Не одно поколение профессионалов-музыкантов состоялось именно потому, что они были счастливыми слушателями его лекций. Многие выпускники В.М. Калужского стали преподавателями музыкальной литературы, сохранив крепкую нить преемственности поколений.

В 1961 году в музыкальном училище происходит разделение преподавателей отделения «Теория музыки» на теоретиков и музлитераторов.

Предметно-цикловую комиссию (ПЦК) «Музыкальная литература» возглавила Галина Анисимовна Осипенко – кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России, выпускница теоретико-композиторского отделения Новосибирской консерватории.

Новый отдел начал настраивать свою работу в соответствии с новыми требованиями времени. Необходимо было разработать соответствующую документацию, сформировать состав комиссии, определить план деятельности, но работа ПЦК была чётко налажена и давала хорошие профессиональные результаты благодаря опыту, пониманию и доверию коллег. 

При такой огромной административной нагрузке Г.А. Осипенко активно вела лекционную работу в училище и консерватории, выступала на радио и телевидении, занималась научно-исследовательской деятельностью. Она – автор курса по истории советской музыки («История музыки народов СССР (после 17-го года)»).
Неиссякаемая энергия Галины Анисимовны и великолепное знание своего предмета органично сочетались с её красотой, стройностью, которые невольно приковывали внимание и запомнились на всю жизнь.
Предметно-цикловая комиссия успешно развивалась, открывая новые направления своей деятельности, помимо педагогики. В колледже закипела методическая и научная работа. Преподавателями ПЦК разрабатывались рабочие, в том числе, авторские программы, методические и учебные пособия, начали издаваться публицистические и научно-исследовательские статьи, сборники научных трудов и тезисы конференций. 

При участии пелагогов-музлитераторов появилась студенческая газета «Камертон», журнал «Вестник НМК им. Мурова» – визитная карточка учреждения. Стали проводиться музыкально-теоретические конференции с участием представителей учреждений культуры и искусства Сибирского региона, городские и областные конкурсы и олимпиады по музыкальной литературе.

Развитию деятельности способствовала умелая организация работы ПЦК её руководителями – в разные годы предметно-цикловую комиссию возглавляли Айзенштадт Зоя Самуиловна, Никифорова Валентина Михайловна, Фоминых Татьяна Михайловна, Мирсаяфова Ирина Викторовна, Пенская Людмила Сергеевна. 
И, конечно, неоценимый вклад внесли яркие личности талантливых преподавателей колледжа:
Суламифь Самуиловна Мусина – автор научных публикаций, долгое время художественный руководитель Музыкально-литературного отдела Новосибирской филармонии, ведущая филармонических концертов, автор и ведущая детских симфонических абонементов.

Лев Леонидович Штуден – неординарная личность с удивительной судьбой. 

Лев Леонидович родился в Ярославле, но в начале Великой Отечественной войны вместе с семьёй был эвакуирован в город Томск, где окончил общеобразовательную школу, а позднее радиофизический факультет Томского государственного университета. Успешная работа в Институте автоматики и электрометрии СО АН СССР не принесла удовлетворения, тяга к творчеству привела Льва Леонидовича Штудена в Новосибирскую консерваторию, которую он окончил в 1972 году как музыковед (класс профессора С. Л. Зиссера), а в 1976 году – как композитор (класс профессора А. Ф. Мурова). 

Поразительная влюблённость в своё дело, высочайший профессионализм. Чего только стоят его потрясающие сказки для детей о музыке и музыкантах! Увлекательные лекции по истории музыки, мировой художественной культуре, религиоведению, философии, культурологии, музыкально-литературные передачи на Новосибирском радио, книги очерков о деятелях культуры города Новосибирска, сборники прозы, роман, учебники для вузов, монографии, научные статьи – обозначить творческие инициативы, которые исходили от Льва Штудена, в полном объёме невозможно. 

И сегодня Лев Леонидович – доктор культурологии, профессор кафедры философии и гуманитарных наук Новосибирского государственного университета экономики и управления, будучи членом Союза писателей России, преподавательскую деятельность совмещает с активным литературным творчеством, которое становится частью страниц истории культуры Новосибирска. 

Татьяна Михайловна Фоминых – талантливый педагог, мудрый руководитель, человек удивительно тонкой организации, лично знакомая с создателем Новосибирского академического симфонического оркестра Арнольдом Кацем. Вдохновенный талант и творческая одарённость притягивали к ней. Её педагогические находки, а также авторские материалы по русской музыке используются студентами разных поколений. 
Сергей Савельевич Коробейников – ярчайшая страница в истории колледжа. Кандидат искусствоведения, доцент, выпускник фортепианного и теоретического отделений Новосибирского музыкального училища и Санкт-Петербургской консерватории, педагог музыкально-теоретических и исторических дисциплин.
Его уроки – настоящие драматические спектакли, где Сергей Савельевич и ведущий, и режиссёр, и актёр. Его хитрые глаза и улыбка Чеширского Кота, и это невероятно выразительная манера повествования по нарастающей – от заговорщического шёпота до громогласных возгласов, никого не оставляющие безучастными. Неповторимый, потрясающий, гениальный. Можно смело сказать, что Сергей Савельевич воспитал целую плеяду представителей его музыковедческой школы.

Большой вклад в развитие музыкального образования и деятельность ПЦК внесли педагогическое мастерство Изабеллы Михайловны Корн, Светланы Сергеевны Аблогиной, Зинаиды Семёновны Каптилениной.

С музыкальным колледжем связана вся трудовая деятельность Людмилы Сергеевны Пенской, совмещавшей в последние годы работы в колледже педагогическую и административную деятельность в качестве руководителя ПЦК, Елены Петровны Подъельской, автора учебного пособия по зарубежной музыкальной литературе для исполнительских отделений, Натальи Евгеньевны Гребенниковой – известного в Новосибирске лектора-музыковеда, музыкального критика. Её учебное пособие «Оперные принципы Вагнера» стало существенным вкладом в обучение студентов-вокалистов. 

Нельзя не вспомнить о Валентине Петровне Кулешовой (1949–2021) – опытнейшем методисте колледжа, одновременно лекторе-музыковеде Новосибирской филармонии, в своё время заместителе директора по учебной работе, заведующего Методическим кабинетом по работе с ДМШ/ДШИ области. 

Небольшим, но ярким эпизодом в истории ПЦК стала работа выпускницы НГК им. Глинки, кандидата искусствоведения Елены Витальевны Карман. Её студенты неоднократно становились лауреатами различных конкурсов и олимпиад по музыкально-историческим дисциплинам, многие выпускники продолжили обучение в Новосибирской консерватории. Именно Елене Витальевне принадлежит идея проведения конкурса по музыкальной литературе среди студентов исполнительских отделений колледжа, которая с успехом была реализована в апреле 2023 года.

Сегодня в составе ПЦК «Музыкальная литература» всё также трудится опытнейший педагог, стоявший у истоков отдела, Наталья Евгеньевна Гребенникова, преподаватель с большим опытом Ирина Викторовна Мирсаяфова, кандидаты искусствоведения, доценты, преподаватели консерватории Сергей Сергеевич Коробейников, Смирнова Татьяна Вячеславовна, кандидаты искусствоведения Елена Николаевна Чеховская и Марина Валерьевна Якушевич – лектор-музыковед Российско-Немецкого дома, Новосибирской филармонии, автор многочисленных культурно-просветительских проектов, журналист портала «Большой Новосибирск», автор научных статей и методических разработок. Её учебное пособие «Корреспондентская деятельность в СМИ сферы музыкальной культуры» не имеет аналогов и представляет большую практическую ценность в образовании студентов-теоретиков, а пособие «Кроссворды по курсу музыкальной литературы» позволяет в творческо-игровой форме освоить дисциплину, повысив интерес учащихся к предмету. 

Опыт музыкально-просветительской и концертной деятельности передает студентам-теоретикам начальник отдела (по производственной практике) Анастасия Сергеевна Ромашова, совмещая свою основную деятельность с преподавательской работой на ПЦК «Музыкальная литература». Уникальны лекции по истории народной музыкальной культуры заместителя директора по учебно-методической работе Татьяны Николаевны Капытиной, в настоящее время передавшей педагогическую эстафету Юлии Витальевне Маркарян – старшему методисту колледжа. 

Состав ПЦК постоянно расширяется, пополняясь талантливыми преподавателями и целеустремленными личностями. В 2024 году в колледж пришли Белова Ирина Геннадьевна, Прокопенко Валентина Алексеевна, Тамарова Ирина Вячеславовна. 

С 2021 года ПЦК «Музыкальная литература» возглавляет Осиян Елена Викторовна. Имея большой профессиональный опыт и обладая прекрасными организаторскими способностями, она умело сохраняет традиции Новосибирского музыкального училища, при этом определяя новый курс в развитии отдела. Так, в мае 2024, 2025 гг. Елена Викторовна совместно с Анастасией Сергеевной Ромашовой и педагогами-теоретиками Останиной Марией Николаевной, Беловой Ириной Геннадьевной реализовали первый в России проект профильной смены по образовательной программе «Теория музыки», идея которой принадлежит руководителю Регионального ресурсного центра развития и поддержки молодых талантов в сфере культуры на базе ГАПОУ НСО НМК им А.Ф. Мурова, координатору проекта Александре Николаевне Камша. В сотрудничестве с Областным центром развития творчества детей и юношества «Региональный центр Альтаир» на базе Образовательного парка имени Олега Кошевого более 20 ребят из различных уголков Новосибирска и Новосибирской области в течение недели осваивали профессию музыканта-теоретика, попробовав себя в роли исследователя, ведущего концерта, редактора, журналиста СМИ и др. А в октябре 2024 года педагоги А.С. Ромашова и Е.В. Осиян представили с ребятами, играющими на духовых и ударных инструментах, новый оригинальный финал профильной смены по образовательной программе «Духовые инструменты» – перкуссионно-духовую фантазию-импровизацию «Теремок». 
Все три образовательные программы – потрясающий педагогический замысел, были с блеском осуществлены благодаря невероятному энтузиазму, энергии и таланту преподавателей ПЦК «Музыкальная литература». Несомненно, профильные смены стали не только ярким событием в жизни области, но и незабываемым праздником для детей, бесконечно ценным профессиональным подарком опытных коллег юным музыкантам. Школа, которую ребята прошли в процессе подготовки финального задания невозможно переоценить. Участники смены получили возможность общения с ведущими педагогами, известными личностями, профессиональными исполнителями Новосибирска, приобрели практический опыт совместного творчества, постигнув секреты теоретической профессии.   

В 2025 году в НМК им. А.Ф. Мурова заведующей фонотекой колледжа Татьяной Валентиновной Лямцевой (1965-2025) было создано новое творческое пространство – Музыкальная гостиная. Здесь собраны все исторические материалы о колледже, его отделениях, преподавателях и, конечно же, о композиторе, чьё имя носит учреждение с 2006 года – Аскольде Фёдоровиче Мурове. 

Первым событием в жизни гостиной стал музыкально-литературный вечер, посвященный юбилею П.И. Чайковского, организованный по творческой инициативе Е.В. Осиян и А.С. Ромашовой. Силами студентов-теоретиков, при участии ребят фортепианного и дирижерско-хорового отделения колледжа, учащихся Новосибирской специальной музыкальной школы, преподавателя вокала Ханларовой Эльмиры Рауфовны и концертмейстера колледжа Мызиной Елизаветы Алексеевны была поставлена музыкально-сценическая композиция, которая поведала зрителям о сокровенных страницах жизни великого русского композитора. 
С первых лет своего существования Новосибирское музыкальное училище заявило о себе как о центре подготовки кадров для музыкальных школ региона. Благодаря усилиям и целенаправленной деятельности педагогов ПЦК «Музыкальная литература» выстраивается прочная цепочка кураторства, профессионального взаимодействия со школами региона. Преподаватели колледжа регулярно делятся своим педагогическим опытом, наработками, творческими инициативами на заседаниях секции Музыкальной литературы Методического объединения преподавателей образовательных учреждений дополнительного образования детей Новосибирской области (руководитель Е.В. Осиян), проводят мастер-классы, открытые уроки в ДМШ и ДШИ города и области, принимают участие в «Педагогических чтениях» ежегодной Областной  конференции для работников образовательных организаций сферы культуры НСО, панельных дискуссиях, семинарах, конкурсах различного уровня.

Большая работа с преподавателями ДМШ и ДШИ области осуществляется в рамках проведения курсов повышения квалификации и курсах профессиональной переподготовки преподавателей музыкально-теоретических дисциплин, организуемых Методическим кабинетом по работе с ДМШ/ДШИ НМК им А.Ф. Мурова.

С момента своего создания ПЦК «Музыкальная литература» основывается на лучших традициях отечественного музыкознания, позволяющих студентам занимать высокие места на конкурсах и музыкально-теоретических олимпиадах, поступать в престижные ВУЗы страны и ближнего зарубежья.

Огромное количество талантливых студентов и не только среди теоретиков, но и исполнителей, вокалистов, дирижеров, продолжили свой путь в Новосибирской консерватории уже в качестве музыковедов: среди них выпускница специальности «Хоровое дирижирование» Мухина Марина (выпуск 2020 г.), выпускники специальности «Инструментальное исполнительство» Новиков Иван (скрипка, выпуск 2022 г.), Павлова Яна (фортепиано, выпуск 2023 г.), Нощенко Инесса (гитара, выпуск 2024 г.). И заслуга в этом, в немалой степени принадлежит ярким творческим личностям, настоящим энтузиастам музыкального образования – педагогам предметно-цикловой комиссии «Музыкальная литература».

Е.В. Осиян
Начальник методического отдела НМК им. А.Ф. Мурова, председатель ПЦК «Музыкальная литература», преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова

Руководитель

Осиян Елена Викторовна
Осиян Елена Викторовна

Преподаватели

Якушевич Марина Валерьевна
Якушевич Марина Валерьевна
Ромашова Анастасия Сергеевна
Ромашова Анастасия Сергеевна
Ельцова-Маркарян Юлия Витальевна
Ельцова-Маркарян Юлия Витальевна
Чеховская Елена Николаевна
Чеховская Елена Николаевна
Смирнова Татьяна Вячеславовна
Смирнова Татьяна Вячеславовна
Осиян Елена Викторовна
Осиян Елена Викторовна
Мирсаяфова Ирина Викторовна
Мирсаяфова Ирина Викторовна
Гребенникова Наталья Евгеньевна
Гребенникова Наталья Евгеньевна